В текущем году все логистические компании, работающие с российскими интернет-магазинами
В текущем году все логистические компании, работающие с российскими интернет-магазинами, вынуждены будут выполнять новые требования федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники". До 1 июля все операторы экспресс-доставки, выступающие платежными агентами для онлайн-ритейла и предоставляющие партнерам опцию cash-on-delivery (оплата наличными или банковской картой при получении товара), должны решить несколько серьезных задач в области IT-обеспечения. На это потребуются и время, и деньги, рассказал "Ъ" директор по информационным технологиям SPSR Express СЕРГЕЙ КЛИМАШ.
Первая задача, решением которой занимаются логистические партнеры онлайн-ритейлеров,— это переход на новые контрольно-кассовые машины (ККМ) с фискальными накопителями нового образца. Эти устройства должны обеспечивать возможность ввода или сканирования штрих-кодов товаров для внесения или изъятия из чека вещей, выбранных покупателем после примерки и проверки комплектности. Кроме того, новая касса должна обладать встроенной GPS-навигацией для автоматизации процедуры контроля за курьером и определения адреса трансакции, а также возможностью автоматической передачи всей этой информации через уполномоченного оператора фискальных данных (ОФД) в Федеральную налоговую службу России (ФНС).
Внедрение таких касс может осложниться тем, что у каждой компании существует свой набор обязательных внутренних регламентов и процедур, а рынок не всегда предоставляет IT-решение, реализующее одновременно все необходимые требования. Нередко логистическим операторам, которые дают покупателям возможность оплатить товар при получении на всей территории своего присутствия (такой способ оплаты используют 75-80% покупателей), нужны аппараты, которые сертифицированы как кассовые, содержат банковский терминал и совместимы с операционными системами, используемыми в компании: Android, iOs, Windows Mobile/Phone и другие. Именно такие устройства позволяют соблюдать существующее законодательство и "пробивать" чек на месте.
Возможность использования кассовых аппаратов прежнего стандарта законом допускается, но в них должны быть заменены фискальные накопители, а сам аппарат должен быть усовершенствован до модели, внесенной производителем в реестр контрольно-кассовой техники (ККТ) нового образца. Средняя стоимость такого "апгрейда" одной кассы — от 12,5 тыс. руб.
Заключение договора с надежным ОФД, который будет накапливать и передавать в ФНС данные о произведенных кассовых операциях, еще одна задача логистов, работающих с е-commerce. Некоторые компании сегодня рассматривают в качестве альтернативы возможность самим получить статус оператора фискальных данных, чтобы минимизировать риски в сфере информационной безопасности. Однако стоимость подобного решения окажется значительно выше стоимости договора с аккредитованным ОФД, может достигать 100 млн руб. и занять более полугода. Кроме того, в силу новых положений законодательства операторам доставки интернет-покупок придется вносить существенные изменения в свою IT-инфраструктуру и наладить большую интеграцию с программным обеспечением интернет-магазинов, чтобы обеспечивать надежный и безопасный обмен данными с клиентами и партнерами.
Покупателям товаров в интернет-магазинах это нововведение даст некоторые преимущества: электронную копию бумажного чека можно будет получить по e-mail или в виде SMS-сообщения. Чтобы это работало, экспресс-операторы должны обеспечить надежную и безопасную отправку таких чеков покупателю.
Налоговой службе такое обновление позволит эффективнее бороться с недобросовестными игроками рынка и увеличить поступления в бюджет от уплаты налогов. Детальная информация о сделке, отраженная в чеке (место покупки, артикулы товаров со стоимостью и уплаченными налогами), позволит накапливать и анализировать статистику, выявлять отклонения от "белой" модели и вовремя пресекать нарушения закона. Например, в Македонии после внедрения технологии обмена информацией ККТ и налоговой службой поступления соответствующих налогов в госказну увеличились на 17%.
В то же время эти инновации таят в себе риски для логистических компаний. В связи с малым сроком подготовки к нововведениям некоторые игроки становятся заложниками дефицита новых фискальных накопителей и ККМ, который сегодня наблюдается.
Кроме того, мы видим непонимание или неверное толкование отдельными участниками рынка способов разрешения спорных ситуаций, которые могут возникнуть по техническим причинам. Сбои в каналах передачи данных могут привести к задержкам или ошибкам в отправке данных в ФНС, а поломка или сбой в самой ККМ может привести к потере нужной информации. Еще один риск, к минимизации которого стремятся экспресс-операторы, состоит в том, что интернет-магазины могут предоставлять неполную или некорректную информацию для формирования кассового чека в момент совершения покупки.
Отсутствие качественного и своевременного решения, полностью соответствующего новому фискальному законодательству, может привести к тому, что онлайн-ритейлеры будут вынуждены передать объемы перевозок тем логистическим компаниям, которые успели выполнить все требования законодательства до 1 июля.
Следующим шагом в направлении реформирования учета продаж, в том числе продаж через интернет, может стать переход с программно-аппаратных комплексов на исключительно программные средства обеспечения контроля кассовых операций без применения встроенного фискального накопителя, как это реализовано уже в ряде стран Восточной Европы. Такая модель базируется на применении электронной подписи, что позволяет устанавливать кассовое программное обеспечение на компьютеры, ноутбуки, наладонники и мобильные устройства и использовать их в качестве кассы. Это позволяет, в свою очередь, упростить процесс получения интернет-товаров покупателями, а также на 25-30% снизить стоимость владения ККМ за счет удешевления процессов установки и обслуживания.
Источник
11.05.2017